Главная » Статьи » Мои статьи |
Двузначные и многозначные числа Далее, после первой десятки, вслед за таинственным числом 10, начинаются двузначные числа. Они являются комбинацией однозначных чисел и потому вторичны по отношению к ним. Каждое двузначное число путем суммирования составляющих его цифр
может быть сведено к однозначному, которое следует считать его скрытой
сущностью. Такое однозначное число относится к двузначному как сущность к
явлению. Если однозначные числа являются божественными и архетипическими, то двузначные числа можно определить как "числа творения”. Тем не менее поскольку акт Творения считается священным, то и двузначные числа несут в себе и священный аспект. Расчеты и гадания обычно принимают во внимание лишь числа, принадлежащие первой девятке. Символика наиболее важных двузначных чисел. Число II (Одиннадцать) Считалось священным числом, символизирующим собой "двойственность в
использовании силы” (Мебиус), что приводило либо к очистительным
духовным последствиям, либо к разрушениям и хаосу. Это связано с
амбивалентной природой числа II, основанной на отрицании 10. Оккультно-герметическая традиция отождествляла с числом II идею
эгрегорных цепей, управляемых божественной волей. Соотношение чисел 5 и
6, то есть их сложение 5+6=11, дает формулу, применяемую в
церемониальной магии: "Микрокосм действует на макрокосм” (числа 6 и 5
считались числами Макрокосма и микрокосма). Суфийская традиция также
придавала большое значение числу II, считая его основным в своем
числовом символизме, где оно означало одно из имен Аллаха. Рене Генон
подчеркивал универсальное присутствие числа II в символизме Данте и
многих тайных организациях и говорил о важности его произведений: Глубокую сакральность числа II подчеркивает исследователь
древнеегипетской нумерологии И. П. Шмелев, который пишет о сохранившихся
склепах страны Кем следующее: Генон отмечает, что "число 22 было сохранено в ритуале 33 шотландской
степени, в которой оно ассоциируется с датой отмены Ордена Тамплиеров,
исчисленной согласно масонскому летоисчислению, а не общепринятому”. Число 12 (Двенадцать) Считалось сверхсовершенным числом, символом "философского камня”,
законченности и божественного круга, вращающего вселенную.
Двенадцатеричная структура мироздания, присутствие числа 12 во многих
реалиях жизни и религиозно-духовных традициях отмечались многими
исследователями. Так Лосев, говоря об античной культуре и произведениях
Гомера, свидетельствует: Действительно, "12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи, 12 главных олимпийских богов, 12 библейских колен, 12 апостолов, 12 дней Рождества” по мысли исследователя символизма чисел А. Ольгина говорят о всепроникающей и вездесущей природе числа двенадцать. Арканологический герметизм связывает с данным числом идею жертвы, как единственно возможного условия восхождения человека к Богу. Х.Э.Керлот пишет: "Двенадцать символизирует космический порядок и спасение. Оно соответствует числу знаков Зодиака и является основой всех двенадцатеричных групп. С ним связаны понятия пространства и времени, а также колеса и круга”. Число 12, отмечают многие оккультисты, представляет собой
произведение 3 и 4, вмещающее в себе все проявления материи и духа,
разнообразные ритмы вселенной, миропорядок проявленного космоса. Круговая природа числа двенадцать свидетельствует о присутствии в нем особого порядка, основанного на схемах, способных распадаться либо на чисто внутреннее трехчастное деление внешней четверичной схемы, либо на внешнее четырехчастное деление уже внутренней троичной схемы. Все это свидетельство особого символизма Зодиака, построенного на принципе возможности проявления четырех стихий тремя различными способами (уровнями). Вместе это дает двенадцать делений. Мистик Сент-Ив д’Альвейдер считал, что в сообществах людей, следующих символической традиции "окружность, стоящая выше всего и ближе всего подходящая к таинственному центру, состоит из двенадцати делений, которыми представлена высшая инициация (способности, добродетели и знания) и которые, в числе прочего соответствуют Зодиаку”. Интересные мысли по поводу данного числа высказывает Генон, утверждающий, что двенадцатиричную формулу можно обнаружить в "круговом Совете” Далай-Ламы, в лице легендарных рыцарей Круглого Стола и исторических двенадцати пэров Франции Керлот указывает, что по данному принципу делилось этрусское государство, а Ромул учредил институт двенадцати ликторов. Символика числа 12 была тесно связана с образом Небесного Иерусалима.
В откровении Иоанна Богослова содержится следующее описание
Мистического Града: Число 13 (Тринадцать) Обычно число 13 считается несчастливым, потому во многих странах эта цифра отсутствует на дверях кабинетов, номеров в гостиницах, кают кораблей, домов. Это связано с тем, что данное число на единицу превышает считающуюся сверхсовершенной дюжину, а это опасно дисгармонией, взрывом, слишком стремительным переходом к новому качеству. Отсюда связь данного числа с понятием смерти, поскольку последняя означает переход в новую фазу жизни, являющуюся инобытием по отношению к посюстороннему существованию. Оккультная традиция утверждает, что число 13 заключает в себе несколько разновидностей смерти в зависимости от вызывающих ее причин, что выражается различными способами разложения самого числа. Вот какие виды смерти выделяет Мебиус: 1) 13=1+12 – смерть добровольно принятая как жертва; Число 13 играло важную роль в некромантии и темных культах, где оно
использовалось как сила, с помощью которой вызывались духи. Вместе с тем
с эзотерической точки зрения число 13 символизирует собой смерть, за
которой начинается преображение и воскресение. Тринадцатый Эон считался в гностической традиции основным, управляющим остальными двенадцатью и связывался с Иисусом Христом. Число 14 (Четырнадцать) Выражая розенкрейцерскую точку зрения на это число, Мебиус определяет
его основное качество как "умеренность”. Сходным образом рассматривают
его древние авторы, отождествляя 14 с идеей герметического равновесия. Число 15 (Пятнадцать) Данное число рассматривалось многими авторами и что отличало их
мнения – так это их разнообразие. Одни видели в данном числе
божественное проявление, другие, напротив, дьявольское начало. Так X. Э.
Керлот достаточно категорично утверждал, что "пятнадцать явно эротично и
ассоциируется с дьяволом”. Действительно, одно из значений 15 Аркана –
фигура Бафомета, низший аспект которого можно отождествить с дьяволом.
Однако число 15 имело и другие, значительно более положительные,
значения и присутствовало в библейской числовой символике. А. Ольгин
дает следующую характеристику пятнадцати: Число 15 в оккультной философии и практике отождествлялось с так называемым вихрем, который имеет двойственную природу. Если подойти к сокровенной сути числа 15 с точки зрения арканологии, то можно прийти к идее выбора путей, заложенной в самой природе Аркана. Это предопределено мистическим корнем числа 15, который равняется числу шесть, что опять-таки связано с идеей изначального выбора. Число 16 (Шестнадцать) Считалось счастливым числом, поскольку пифагорейский символизм мыслил
его как составленное из четырех четверок – священных тетрактисов.
Умножение четыре на четыре выступало как гарантия счастья. Астрологическая традиция, рассматривавшая законы действия чисел в метафизической плоскости мышления, связывала число шестнадцать с понятием "дедукции”, построенной на утверждении одних тезисов за счет исключения других.- Если посмотреть как данный принцип дедукции работает на всех трех оккультных планах, становится понятным почему три заголовка шестнадцатого Аркана имеют столь общее значение: "Логическое исключение”, "Астральное принуждение” и "Физическое разрушение”. Это общее значение числа 16, связанное с идеей борьбы, преодоления и подчинения, обусловлены тем, что его мистическим корнем, к которому приходят в результате теософского сложения чисел 1 и 6 является число семь, символизирующее собой победу и господство. Число 17 (Семнадцать) Считалось числом, дающим надежду. Арканологическая традиция связывала его с идеей предвидения, способности заглянуть в будущее, потому практически во всех арканологических трактатах астрология, которая в определенном смысле представляет собой науку прогноза грядущего по расположению звезд, рассматривалась на фоне изложения сущности семнадцатого Аркана. Именно поэтому графическим символом данного Аркана и числа считалась большая восьмиконечная звезда, окруженная такими же маленькими. Отсюда и заголовки семнадцатого Аркана, объясняющие глубинную сущность данного числа – "Надежда”, "Интуиция”, "Естественное прорицание”, связанное со способностями чтения знаков природы, то есть свойства с помощью внутреннего постигать внешнее. Эта способность основана на глубинном равновесии между внутренним и внешним, что в свою очередь восходит к образованному с помощью теософского сложения мистическому корню числа 17 (1+7) – числу восемь, представляющему собой символ равновесия и кармы. Число 18 (Восемнадцать) В оккультизме считалось числом, приносящим несчастья и кары,
олицетворяющим собой рок. Арканологическая традиция связывает его с
понятием "оккультные враги”, и даже "энвольтация”, а также с действием
иерархического закона, который в данном случае может иметь негативную
окраску. Число 19 (Девятнадцать) Герметическая традиция связывает данное число с Солнцем и идеей
"солнечного делания”, провозглашенной еще Гермесом Трисмегистом.
Алхимики видели в нем сакральный символ золота и полагали, что оно
является также числом "философского камня”, несущий в себе законченность
и совершенство, которые рождены от сочетания первого и последнего
однозначного числа архетипического плана. В Каббале данное число также
рассматривалось как благоприятное, поскольку оно состоит из двух
счастливых чисел, порождающих еще более счастливое и совершенное число. Число 20 (Двадцать) Данное число, завершающее собой вторую десятку двузначных чисел,
символизирует собой идею перемен, эволюции, обновления. Одним из
подзаголовков двадцатого Аркана является понятие трансформации,
совершаемой во времени. Это связано с тем, что планета Сатурн,
эзотерически ответственная за управление процессами времени, считается,
согласно Мебиусу, и розейкрейцерской традиции астрологическим патроном
данного Аркана. Число 21 (Двадцать один) Считалось числом "короны магии”. С арканологической точки зрения
двадцать первый Аркан является исключительным и настолько выделяется из
других Арканов, что ему было присвоено второе специальное название –
"нулевой” Аркан. Число 21 связывается с прорицаниями, заклинаниями и
теургическими действиями, поскольку состоит из трех семерок или семи
троек, сочетание которых считалось обладающим необыкновенными
оккультными свойствами. Потому молитвы, мантры, заклинательные формулы
различных религий и эзотерических традиций требуют либо троекратного,
либо семикратного повторения. Число 22 (Двадцать два) Считалось числом, олицетворяющим собой высший Разум и глубокую
мудрость, носящую завершающий конечный характер. Не зря графическим
символом этого числа считается великий Змий, укушающий себя за хвост.
Число букв еврейского языка, алфавит которого считался солнечным. Число 24 (Двадцать четыре) Считалось священным и на Востоке и на Западе. Индийская философская
система санхъя рассматривала данное число как сакральный символ
мироздания, соответствующий количеству изначальных качеств (саттв), из
которых она состоит. Алхимическая традиция стремилась увязать данное
число с геометрическими пространственными свойствами, говорила о шести
пирамидах, "каждая их которых состоит из четырех треугольников”,
означающих элементы и дающих в сумме "магическое число 24, число
Старейшин перед Троном” (Мэнли Холл). Число 26 (Двадцать шесть) Считалось священным числом прежде всего в каббалистической традиции.
Если рассматривать Древо Сефирот и сложить числа четырех Сефирот в
центральной колонне, начинающейся в высшей точке Древа – Короне (Кетер),
то возникшая сумма 1+6+9+10 будет равна числу 26. Потому данное число
называется числом Иеговы. Число 27 (Двадцать семь) Пифагорейская традиция считала данное число священным, на уровне
третьей десятки, завершающей цикл первых чисел и представляющей собой
символ Мировой Души как в ее статическом, так и в динамическом аспекте.
Излагая пифагорейскую и платоновскую систему взглядов по поводу чисел,
французский астроном и эзотерик Камилл Фламмарион писал: Число 28 (Двадцать восемь) Считалось числом, мистически связанным с луной, поскольку оно было
равно числу дней лунного месяца. Сакральное число в Исламе. Число букв в
арабском языке, алфавит которого считался лунным. Число 32 (Тридцать два) Считалось в пифагорейской традиции символом правосудия, поскольку,
как писал А. Ольгин, "оно может последовательно делится на равные части,
не отдавая ни одной предпочтения”. Священное число Каббалы, которое
еврейская традиция наделяла особой мудростью и с которым связывала идею
32 путей к Богу. Каббалисты считали, что "десять (числа) плюс двадцать две (буквы)
дают оккультное число 32, которое означает 32 пути к познанию Тайн
Творения, тщательно скрываемых от непосвященных. Число 33 (Тридцать три) Священное число многих духовных традиций, в том числе и русской
(тридцать три богатыря”, "тридцать лет и три года”). А. Ольгин пишет: Во многих традициях, в том числе христианской считается символом
священного возраста, по достижении которого у правильно развивающегося
человека полностью раскрываются все духовные силы и способности. Возраст
Иисуса Христа. Число 40 (Сорок) Считалось числом абсолютной законченности, завершенности. Блаженный
Августин полагал, что число 40 выражает путешествие человека к истине и
Богу. 40 дней длился пост Христа в пустыне. А. Ольгин указывает, что
"для нормального внутреннего развития ребенка нужно носить его 7х40=280
дней – десять ("полное число”) лунных месяцев и что слово "карантин” в
буквальном переводе означает "сорокадневный период”. Исследователь чисел
А. Зиновьев писал: Число 49 (Сорок девять) Считалось священным числом в гностической традиции, поскольку в нем
другое священное число – семь – повторяется семь раз. Выступало как
символ числа Божественных огней – главных эволюционных сил мироздания.
Агни Йога, продолжая данную традицию, говорит об этих огнях как о
скрытых невидимых психоэнергетических центрах человека, раскрытие и
огненная трансмутация которых ведет к Посвящению. Число 50 (Пятьдесят) Считалось священным и в Исламе, и в европейском мистицизме (Алхимия,
Каббала, Розенкрейцерство), где связывалось с идеей освобождения от
рабства и полной свободой. Свойство свободы давала комбинация числа 5 и
числа 10, в результате умножения которых десятикратно умножалось
количество свободы за счет этого переходящее в новое качество. Было
распространено в древнегреческой мифологии (пятьдесят Данаид, пятьдесят
аргонавтов, пятьдесят сыновей Приама и Египта), что побудило Число 60 (Шестьдесят) Исследователь символизма чисел А. Ольгин пишет: "Как и 3, 7, 12 число 60 издревле считалось священным. Наряду с десятеричной системой,, халдейские маги, умевшие производить сложнейшие астрономические вычисления, пользовались шестидесятеричной системой. Осколки этих знаний дошли и до нас: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д.”. Многие из тех, кто занимался изучением чисел (Блаватская, Генон, Холл) указывали на внутреннюю связь, существующую между числом 60 и кругом. Мистическим корнем числа 60 выступает шестерка – символ Божественного равновесия. Число 64 (Шестьдесят четыре) Считалась священным числом в древнекитайском символизме. "Книга
Перемен” говорит о 64 гексаграммах, смысл которых необходимо разгадать.
Помимо данной книги, сакральность данного числа хорошо иллюстрирует игра
в шахматы, поскольку шахматная доска, как известно, разделена на 64
клетки. Значение фигур и их передвижение глубоко символично. Мэнли Холл
дает следующее описание эзотерического смысла шахматной игры, принятым
как в индийской, так и в персидскозороастрийской традиции: Число 66 (Шестьдесят шесть) Данное число особо почитается в Исламе, где в нем видят одно из зашифрованных титулов (имен) Аллаха. Число 72 (Семьдесят два) Считалось священным числом в Иудаизме. В придании о Скинии (Храме)
древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали
подсвечник, используемый в обряде. Представляет собой комбинацию 12 и 6
(то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Число 77 (Семьдесят семь) Считалось священным в розенкрейцерской, и вообще в западной
оккультной традиции, поскольку обозначало общее число энергетических
центров человека. Ислам рассматривал данное число как семикратное
повторение числа Аллаха – II. Число 91 (Девяносто один) Священное число египетской и каббалистической традиции, представляющее собой числовую величину сакрального слова Amen. Мистическим корнем данного числа является единица. | |
Просмотров: 1523 | |
Всего комментариев: 0 | |